Планирование работы


Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи и фонематического слуха
в старшей группе для детей с ОНР по периодам.

Приложение к Рабочей программе
учителя-логопеда МБДОУ ДС с. Сосновка Подлесновой Л.Ю.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).
Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).
Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).
Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).
Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).
Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет — идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).
Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?)
Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).
Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел’— надела).
Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх — низ и др.).
Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.
Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: “Осень”, “Овощи”, “Фрукты”, “Дом”).
Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т.д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли).

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.
Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).
Практическое знакомство с родственными словами.
Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).
Суффиксы -онок, -енок, -ата, -ята в названии детенышей животных.
Увеличительный суффикс -ищ.
Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов, -ев, -ей и без окончания.
Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает — птица, шар, самолет, бабочка и т.д. (продолжает воспитатель).
Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (продолжает, воспитатель).
Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (летает, ходит, бегает).
Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил — построил, варил — сварил и др.)
Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, — енък).
Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
Притяжательные имена прилагательные.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (именительный, родительный, дательный, винительный падежи). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).
Окончание -ах в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).
Личные местоимения с предлогом у, у меня, у него и др. (продолжает воспитатель).
Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).

3-й период (апрель, май, июнь)
Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.
Родовая принадлежность имен существительных среднего
рода (мое, оно, одно).
Употребление личных местоимений вместо имен собственных.
Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.
Слова-признаки действия (как?) в практических упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и др.).
Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить
(продолжает воспитатель).
Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, практическое употребление слово
сочетаний “местоимение + глагол”.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и
предложный падежи).
Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами о, к, от, за (куда? где? за чем?).

Формирование предложения
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Проговаривание и употребление в самостоятельной речи
элементарных фраз (Вот нога. Тут Оля. Там Дима. Это ноги).
Формирование двусоставного предложения:
а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет);
б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам:
Кто это? Что делает?;
в) подбор действий к предмету: (Вова идет (бежит, прыгает…);
г) составление простых нераспространенных предложений
по демонстрации, по картине.
Формирование понятий “слово”, “предложение”; графическая запись предложения из двух слов.
Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки;
б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку,
в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле;
г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем;
д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.
Графическая запись предложения из 3-4 слов.
Распространение предложений однородными членами:
а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки;
б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину;
в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.
Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием.
Формирование конструкций с противительным союзом -а при сравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).
Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.
Распространение предложений определениями.
Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?
Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.
Формирование предложений со словами “Сначала…, а потом…”.
3-й период (апрель, май, июнь)
Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.
Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.
Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
Составление предложений типа “подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа”: Оля хочет поймать бабочку сачком.
Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:
а) конец предложения;
б) вопрос;
в) восклицание.
Развитие разговорно-описательной речи
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Формирование диалогической речи:
а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови;
б) ответы на вопросы логопеда:
отрицательным или утвердительным словом;
одним словом или словосочетанием;
простым нераспространенным предложением;
простым распространенным предложением;
в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.
Объединение простых предложений в короткий рассказ.
Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.
Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).
Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).
Речевое обозначение выполненных заданий
Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).
Овладение элементарными формами описательной речи,
обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой
группы, разных родовых групп.
Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.
Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные высказывания в связное сообщение.
Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.
Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.
Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.

3-й период (апрель, май, июнь)
1. Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.
Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.
Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.
Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям:
вставить пропущенное звено;
по цепочке.
Составление рассказов из деформированного текста в три-
четыре предложения (нарушена последовательность событий).
Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.
Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию
(придумывание начала и конца рассказа) — с детьми, имеющими
довольно высокий уровень развития связной речи.
Фонетика и фонематический слух
1. Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.
2. Понятие “звук”, “слог”, “слово”.
3. Знакомство с протяжённостью слов.

4. Гласные звуки А, О, У, И, Ы.
5. Интонационное выделение звуков в слоге, слове.
6. Согласные звуки Н, М, П, Т, К, Х, X’, П’, Т’, К’, Л’, j, С.
7. Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.
8. Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.
9. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
10. Определение отличия в названиях картинок.
11. Определение места заданного звука в слова.
12. Учить раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.
13. Учить подбирать слова с заданным звуком.
14. Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.


Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и
обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.


Приложение к Рабочей программе
учителя-логопеда МБДОУ ДС с. Сосновка Подлесновой Л.Ю.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Практическое употребление:
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
существительных с “увеличительным” суффиксом -ищ- (ручищи, домище);
названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;
сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);
приставочных глаголов с разными оттенками значений;
относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);
прилагательных — эпитетов к существительному.
2. Понимание и объяснение:
многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);
слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);
обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).
3. Введение в активную речь:
названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами;
пространственных наречий (вверху— внизу, впереди — сзади, слева — справа, слева направо);
временных понятий (вчера — сегодня — завтра), названия частей суток и дней недели;
антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.
4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб — лбы— лбов — на лбу — со лба, рот — рты — ртов, ухо — уши — ушей, пень — пни — пней).
5. Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.

6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, творительный падежи)
согласованных с существительными прилагательных единственного числа без
предлогов в практических упражнениях.
Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).
Множественное число существительных на — ъя (листья, деревья, платья).
Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).
Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных.
Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).
Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает! что делал! что будет делать!).
Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.
Союз и при однородных членах предложения.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
1. Практическое употребление:
обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);
названий предмета и его составных частей;
сложных слов (снегопад, самолет);
однокоренных слов (хлеб— хлебница — хлебный);
приставочных глаголов с различными оттенками значений;
относительных прилагательных (посудный, продуктовый);
притяжательных прилагательных (семейный, животный).
2. Понимание и объяснение:
многозначности слов (снег идет, время идет);
слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);
названий профессий с суффиксами -телъ-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;
несклоняемых слов (кофе, какао, меню).
3. Введение в активную речь:
слов, указанных для 1 -го периода;
прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолжение).
Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).
Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5)(к одному, к двум, от двух).
Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.
Различение вопросов чем? — с чем?
Упражнение в правильном употреблении союза и при однородных членах предложения.

3-й период (апрель, май)
Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.
Закрепление трудных тем 2-го периода.
Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает — решил).
Предлоги между, через.
Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело).
Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).

Работа над предложением
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:
выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;
дифференциация понятий слово — предложение;
составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С + О + П, П+С + В+Д,П+С + В + Т. (Условные обозначения: Я— подлежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существительное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Г— дополнение в творительном падеже);
составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями; составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).
Усложнение работы по формированию простого предложения: распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину); работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;
составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.

3. Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить сложные предложения: сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);
предложение со словами сначала …, а потом …; сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.
Усложнение работы:
обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?
Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол — ваза, книга — окно).
Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
Употребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.
Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.

3-й период (апрель, май)
Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.
Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или (практические упражнения).
Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос почему?
Обучение правильному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение “Я хочу…”.
Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами что, чтобы (практические упражнения).
Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

Развитие связной речи.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:
самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;
заучивание и инсценирование диалогов;
пересказ текста с включением диалога действующих лиц;
самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему.
Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой.
Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).
Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.
Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.
Пересказ коротких рассказов.
Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.
Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).
Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
Составление рассказов:
по серии сюжетных картинок;
по одной сюжетной картинке;
по предложенному началу;
по заданному плану;
по моделированию ситуации и графическому плану;
по аналогии.
Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.
3-й период (апрель, май)

Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.
Дальнейшее развитие монологической речи:
пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;
установление причинно- следственных связей в небольших текстах, отрывках;
составление рассказов:
из деформированного текста;
по набору предметных картинок, объединенных одной темой;
по опорным словам и предметным картинкам;
составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).
Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.
Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.
Формирование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
1. Знакомство с буквами. Понятие “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”.
2. Знакомство с протяжённостью слов.
3. Гласные буквы А, У, О, И, Э, Ы, Я, У, Ё, Ю.
4. Согласные буквы М, В, Н, П, Т, К, С, Х, З, Б, Д, Г, Ш, Ж, Л, Р, Ф, Ц, Й, Ч, Щ, Ь, Ъ.
5. Дифференциация понятий “звук — слог – слово — предложение”, “звук – буква”, “гласные — согласные буквы”.
6. Различение понятий “твердый – мягкий звук”, “звонкий — глухой звук”.
7. Определение количества букв и звуков в словах.
8. Выделение последовательно каждого звука в словах.
9. Называние первого и последнего ударного гласного звука.
10. Определение первого и последнего согласного звука в словах.
11. Называние слов, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.
12. Подбор слов, состоящих из 3-4-5 звуков.
13. Называние слов с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.
14. Определение количества гласных и согласных в названных словах.
15. Сравнение слов по звуковому составу.
16. Учить отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.
17. Учить преобразовывать слова.
18. Обучение чтению по слогам.